Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

в целом

Толковый словарь

нареч. качеств.-количеств.

1. Во всей совокупности; полностью, целиком.

2. перен.

Не касаясь частностей, деталей; вообще.

Толковый словарь Ожегова

-Е́ЛЫЙ, -ая, -ое; цел, цела́, це́ло.

Справочник по пунктуации

наречие

Не выделяется знаками препинания.

Правда, у Госбанка сейчас появились свои бандиты, так что ситуация чуть сложнее, но в целом картина не изменилась. В. Пелевин, Generation «П». Ну, а вообще как тебе это все... ну весь обряд в целом? А. Вампилов, Прощание в июне.

Слитно. Раздельно. Через дефис

в це/лом, нареч.

Рассмотреть проблему в целом.

Орфографический словарь

в це́лом

Синонимы к слову в целом

не касаясь частностей, вообще, всего, итого, в основном, в общих чертах, не выделяя частностей, не вдаваясь в подробности, в общем, в общем и целом, по большому счету, в сумме, в итоге, не входя в подробности, обобщенно, в общей сложности

Полезные сервисы

в целом свете

Фразеология

быть

У меня в целом свете никого, кроме Сашки.

Д. Донцова, Хождения под мухой. - По-моему, это просто гениальная вещь, в целом свете нет ничего лучше. (Реч.)

культурологический комментарий:

В основе образа фразеол. лежат древнейшие, восходящие к архетипическим формам ви/дения мира, т. е. к наиболее древним формам коллективно-родового (надличностного) осознания и моделирования мира-хаоса, противопоставления "свет - тьма", "жизнь - смерть", "свой - чужой", а также противопоставление "известный - неизвестный". Согласно древнейшим мифологическим представлениям, освещая землю, солнце передаёт её во власть добрых сил, а скрываясь на ночь, оставляет землю во тьме и во власти зла. (Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 349.) Соответственно свет - это не только лучистая энергия, воспринимаемая зрением, но и весь мир, который виден, а потому может быть познан, освоен.

Образ фразеол. восходит к библейским текстам. Свет, который был отделён от тьмы первым Божественным деянием (Быт. 1: 1-4), и всё существующее на земле имеют Божественное происхождение и подчинены Божьей воле; ср. одно из возможных определений к слову свет - Божий (напр., появиться на свет Божий).

Образ фразеол. основан также на архаическом представлении о нерасчленённости времени и пространства: временна/я характеристика (рассвет после тьмы, светлое время дня) развёртывается в пространственную - свет как земные пределы, в которых протекает жизнь человека; ср.: "[В Древней Руси] "Свет" существует только здесь, на Земле, он конкретен и пространственно ограничен, он очевиден". (Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПб., 2000. С. 232.) Сочетание компонента белый (изначально "светлый, прозрачный") с компонентом свет представляет собой, с одной стороны, поэтическое повторение типа путь-дорога, скорбь-тоска и др. (т. е. белый свет - это "светлый свет"), а с другой стороны, свидетельствует о разграничении представлений о времени и о пространстве. (Там же. С. 232-234.) Белый свет может употребляться как эквивалент Божьему свету [ср. света белого (Божьего) не видеть, покинуть белый свет, покинуть свет Божий].

Это мировидение получило развитие в более поздних христианских представлениях, согласно которым белый свет (этот свет) противопоставляется загробному миру (тому свету - месту пребывания душ умерших людей, а также божественных и демонических сил) как мир явный, ощутимый, временный миру неизвестному, скрытому, непознаваемому, вечному. см. также комментарий к НА ТОМ СВЕТЕ.

Компонент фразеол. свет соотносится с пространственным кодом культуры, т. е. с совокупностью имён, обозначающих членение пространства, и с отношением человека к этому членению, о чём свидетельствует и форма предл. п. с пространственным предлогом "на". Он также соотносится с религиозно-духовным кодом культуры, т. е. с совокупностью религиозно-нравственных установок, в данном случае - с представлением об этом свете как о временной земной жизни.

Образ фразеол. основан на пространственно-временно/й метафоре, в которой видимый земной мир со всем существующим в нём уподобляется физическому природному явлению.

фразеол. отображает стереотипное представление о мире в целом, при этом компонент свет выступает в роли символа жизненного бытия.

автор:

И. С. Брилёва

Полезные сервисы